Наш помощник в учено-воспитательной работе.
Цель работы психолога в школе: оптимизация образовательной среды с целью создания условий для гармоничного развития личности обучающихся.
Задачи:
Психологический анализ социальной ситуации развития в ОУ, выявление основных проблем, причин их возникновения, путей и средств их разрешения.
Содействие личностному и интеллектуальному развитию учащихся на каждом возрастном этапе. Формирование у учащихся способности к самоопределению и саморазвитию.
Содействие реализации (выполнению) требований федерального государственного образовательного стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы.
Мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения; содействие индивидуализации образовательного маршрута.
Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в ОУ.
Осуществление психолого-педагогического всеобуча родителей, оказание своевременной психологической, методической и социальной помощи.
Повышение уровня психологической компетентности педагогов и родителей.
Ребёнок – солнце, вокруг которого
вращается весь педагогический процесс.
Его силы должны быть выявлены,
интересы удовлетворены, способности
должны упражняться.
Зачем в школе нужен психолог?
Психолог осуществляет психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса с целью обеспечения нормального развития ребёнка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
В функции школьного психолога входят:
психологическая диагностика;
коррекционная работа;
консультирование родителей и учителей;
психологическое просвещение;
участие в педсоветах и родительских собраниях;
участие в наборе первоклассников;
психологическая профилактика.
Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к школьному психологу.
1. Трудности в учёбе
Некоторые ребята учатся не так хорошо, как им хотелось бы. Причин тому может быть масса. Например, не очень хорошая память, рассеянное внимание или недостаток желания, а может быть, проблемы с учителем и непонимание, зачем всё это вообще нужно. На консультации мы постараемся определить, в чём причина и каким образом это исправить, другими словами, попробуем найти, что и как необходимо развивать, чтобы учиться лучше.
2. Взаимоотношения в классе. Есть люди, которые запросто находят контакт с другими, легко общаются в любой, даже незнакомой компании. А есть, и их тоже очень много, такие, которым сложно знакомиться, сложно строить хорошие взаимоотношения, сложно находить друзей и просто чувствовать себя легко и свободно в группе, например в классе. С помощью психолога можно найти способы и личные ресурсы, изучить приёмы для построения гармоничных отношений с людьми в самых разных ситуациях.
3. Взаимоотношения с родителями
Иногда бывает так, что теряются общий язык и тёплые отношения с нашими самыми близкими людьми - с нашими родителями. Конфликты, ссоры, отсутствие взаимопонимания – такая ситуация в семье обычно приносит боль и детям, и родителям. Некоторые находят пути решения, а другим это сделать достаточно трудно. Психолог расскажет вам о том, как научиться строить новые отношения с родителями и научиться понимать их, и как сделать так, чтобы и родители понимали и принимали вас.
4. Выбор жизненного пути
Девятый, десятый и одиннадцатый класс - время, когда многие задумываются о будущей профессии и вообще о том, как бы они хотели прожить свою жизнь. Если вы не уверены? каким путём вы хотите пойти, всегда есть возможность пойти к психологу. Он поможет вам осознать свои мечты, желания и цели, оценить свои ресурсы и способности и понять (или приблизиться к пониманию), в какой сфере (сферах) жизни вы хотите реализоваться.
5. Самоуправление и саморазвитие
Наша жизнь настолько интересна и многогранна, что постоянно ставит перед нами массу задач. Многие из них требуют огромных усилий и развития в себе самых разнообразных личностных качеств, навыков и умений. Можно развивать навыки лидерства или навыки ведения спора, логическое мышление или творческие способности. Улучшать свою память, внимание, воображение. Можно учиться управлять своей жизнью, ставить цели и эффективно достигать их.
Советы психолога
Тайные мечты каждого ребёнка.
Поведение человека отражает его убеждения. Изменить другого человека нельзя, можно изменить свое отношение к его поступкам. Изменив свои убеждения, изменим поведение, научимся принимать другого человека таким, какой он есть.
Любите меня и позволяйте мне любить вас. Любите меня, даже когда я плохой.
Говорите мне, что вы меня любите, даже если вам не нравится то, что я делаю.
Прощайте меня. Говорите мне, что вы меня понимаете, даже если я ошибаюсь.
Верьте мне. С вашей помощью у меня всё получится.
Говорите мне, что я вам нравлюсь. Говорите, что я единственный, что вы всегда будете любить меня, чтобы не случилось.
Не давайте мне того, что вы сами не имеете.
Разговаривайте со мной, спрашивайте мое мнение. Учите меня, что хорошо и что плохо. Делитесь со мной своими планами.
Пожалуйста, не сравнивайте меня с другими, особенно с моими братьями и сестрами.
Наказывайте меня, когда я поступаю плохо. Хвалите меня, когда я поступаю хорошо. Не командуйте, просите меня.
Обещаю, что я научусь говорить «извините», «пожалуйста» и «спасибо».
Существует 11 ложных убеждений, присущих людям всех возрастов:
Психологи советуют иметь другие убеждения (установки):
Все не должны любить меня.
Ошибки бывают, полезны, если на них я учусь.
Все в чем-то плохи. Нет абсолютно плохих людей. Люди разные.
Мы субъективны. Я не должен стремиться управлять всем.
Я должен сам отвечать за свои ошибки.
Нужно радоваться каждой минуте (не переходи мост, пока не дошел до него).
Я всегда могу попробовать. Важно действовать.
Я свободный человек.
Я нуждаюсь в поддержке, а не в поводыре. Я
могу измениться.
Ваши проблемы – это ваши проблемы.
Я могу быть гибким.
Всегда есть выбор.
Советы педагогам и родителям
Дети учатся жить у жизни.
Если: ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
ребёнок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
ребёнка высмеивают, он становится замкнутым;
ребёнок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
ребёнок растет в терпимости, он учится понимать других;
ребёнка хвалят, он учится быть благородным;
ребёнок растет в честности, он учится быть справедливым;
ребёнок растет в безопасности, он учится верить в людей;
ребёнка поддерживают, он учится ценить себя;
ребёнок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.